Одна семья - четыре воина

Шумилко Наталья Васильевна

краевед

Станция Тощица
Станция Тощица

      Из Станции Тощица до Красного Берега пролегает прямая, ровная, как стрела дорога. По обеим её сторонам раскинулся лес. Если вы придёте к началу этого пути, то увидите старый дом. Тут выросли четыре брата. С порога этого дома проводили родители на фронт четверых сыновей. Они доблестно воевали и с честью жили в мирное время. Этот рассказ о том, как выходили «в люди» и верно служили Родине белорусские парни.

Драгун Иван Макарович

      В 30 году старшие братья Алексея Макаровича закончили семь классов в г. Рогачёве. Ваня решил учиться дальше и уехал в Москву, где поступил на работу и закончил вечерний авиационный техникум. Работая на одном из авиационных заводов, окончил заочный автодорожный институт. Вот такая тяга была к учёбе, стремление и упорство в достижении цели. Нелегко, конечно, ему было. В 1940 году женился. Родили с женой дочь Галину в 1940 году, у которой сейчас взрослые сын Артём и дочь Яна, внучка Ксюша от Артёма и внучки Маша и Поля от Яны.

       В 1940 году при скрытой мобилизации Иван Макарович был призван офицером в армию и служил в авиации.

       Во время ВОВ, которую прошёл от звонка до звонка, уцелел и, дослужившись до подполковника, из армии уволился. Умер в 1995 году и похоронен в г. Верее вместе с матерью, как и завещал семье об этом. Жена Вани Надежда умерла в 2001 году и похоронена вместе с мужем и свекровью в Верее.

Драгун Василий Макарович
Василий Драгун

      Давать ещё двоим сыновьям высшее образование у отца не было средств. Вася и Володя поступили и закончили ФЗУ, которое находилось недалеко от Жлобина (да и от Тощицы) на железнодорожной станции Красный Берег. И ребятам, и отцу с матерью было легче: периодически бывали дома и продуктами запасались из дома. После ФЗУ Вася решил учиться дальше. Поступил в Гомельский речной техникум на отделение судоводителей. Был бы капитаном речного парохода, но по комсомольской путёвке был направлен в Ленинградское военно-инженерное училище, которое окончил в 1938 году в звании лейтенанта. Великую Отечественную войну встретил в г. Каунас.

Драгун Василий Макарович
Василий Драгун

      Отступая, Василий Макарович воевал в пехоте. Затем был возвращён в авиацию, где и служил после окончания училища, занимаясь строительством полевых аэродромов. Воевал тоже от звонка до звонка на Северо-Западном фронте. Переболел цингой: выпали зубы. По состоянию здоровья вскоре после окончания войны был уволен в запас в чине капитана. Поселились с семьёй в г.Калининграде. Женился Вася в 1940 году на Украине. Войну жена Васи пережила у своих родителей, вырвавшись с трудом из Каунаса. Родившуюся в 1941 году дочь Валю отец увидел уже после войны. У Вали сын, дочь и внучка от сына. Специальность, полученная Василием в ФЗУ в юности — дизелист, очень помогла ему после увольнения в запас. В Калининграде он устроился механиком на рыболовный траулер СРТ, где и работал до своей кончины в 1977 году. Умер на 64-м году жизни. Сказалась война, сказалась цинга. Похоронен в г. Калининграде. Жена Василия Нина и поныне живёт в Калининграде, имея за плечами 89 лет (примечание: Нина Петровна Драгун умерла 1 декабря 2013 года в возрасте 92 лет).

Драгуны Василий и Владимир
Драгуны Василий (справа) и Владимир. Ленинград - Ораниенбаум. Конец 30-х г.

      У Володи, младшего брата из троих старших, с учёбой дела не клеились. Поступал он и в техникум, и в военное училище, но, проучившись немного, возвращался домой. Из рассуждений родителей я слышал их мнение о причинах Володиных возвращений: боится трудностей, привык дома к хорошей жизни, хорошо поесть, крепко поспать, одет, обут и нос в табаке. На учёбе этого нет.

       30-е голодные годы по всей стране, родители не могут много помогать, а стипендия маленькая. Продукты в мешке тоже не привезёшь — далеко от дома техникумы. Вот и бежит домой. Отец сразу подключает сына к работе на смолзаводе, чтобы не лодырничал, и глупые мысли не лезли в голову от безделья.

        В 1937 году Володю призвали на флот. Парень он был крепкий, коренастый, на физической работе на смолзаводе мышцы накачал, роста среднего, красавец-парень. Вот и определили его в подводный флот. Сначала он учился в учебном отряде в г. Ораниенбаум, под Ленинградом. И ему, как и Васе, помогла учёба в ФЗУ на дизелиста. В учебном отряде он тоже учился на дизелиста. В это время в Ленинграде в училище учился Вася. По выходным они иногда встречались, фотографировались. Надо сказать, это были братья-друзья. Они и в Рогачёве учились в одном классе, вместе учились и в ФЗУ, и в армии сначала были рядом. Так было до самой их смерти. После обучения в учебном отряде Володю направили на Северный флот. Сначала он был в звании старшины 2-й статьи, затем присвоили звание старшины 1 статьи. Состоял на должности старшины группы мотористов на подводной лодке «Малютка» М-173.

Владимир Макарович Драгун в Великой Отечественной войне участвовал с первого дня. В апреле 1942 года награждён орденом Боевого Красного знамени. Орденами и медалями награждены также и старшие братья Ваня и Вася и младший Алексей. Но Алексей Макарович считает: «Все наши многочисленные награды меркнут перед одним орденом Володи. В свое время Орден боевого Красного знамени был высшим орденом СССР. Уже потом учредили орден Ленина, ввели звание Героя Советского Союза».

       Орден Володя получил за большой подвиг, благодаря которому была спасена от гибели лодка и весь экипаж. Во время выполнения боевого задания далеко от берега в просторах сурового, холодного и неспокойного Баренцева моря вышел из строя дизель — погнало стружку. Значит, произошел задир цилиндров или коленчатого вала. Стоп машина! А двигатель на «Малютке» один. Как добраться до берега? На вёслах? Но подводная лодка, хотя она типа «Малютка», — это не шлюпка. Как управлять лодкой? Как подзаряжать аккумуляторную батарею для подводного хода, как маневрировать? А вдруг появятся вражеские корабли, самолеты! Море штормит, лодку не способную погрузиться, бросает как щепку.

 И вот бригада мотористов под руководством своего командира, старшины первой статьи Драгуна Владимира Макаровича, берется за, казалось бы, невыполнимое — отремонтировать дизель в море, при описанных выше условиях. Иначе — гибель всем!

 И сделали. Дизель отремонтировали. Запустили. Лодка благополучно возвратилась на базу!

 А в августе 1942 года М-173 с боевого похода не вернулась — погибла вместе с экипажем. Конкретные причины гибели неизвестны.

Драгун Алексей Макарович

      Судьба Алексея Макаровича Драгуна накрепко связана с военной службой.

      С декабря 1944 года по август 1948 хода состоял на должностях рядового и сержантского состава. За эти годы прошел обучение (12.44г. — 08.45г.) в учебном батальоне 2-й запасной инженерно — саперной бригады, действовавшей в полосе 3-го Белорусского фронта. Бригада, учебный батальон, привлекались для установки минных полей, борьбы с диверсионными группами, охраны фронтовых объектов и других действий. Бригада вошла в перечень соединений и частей действующей армии, и Алексей Макарович является участником Великой Отечественной войны, а с 1996 года — инвалидом II гр. ВОВ. По завершении обучения в учебном батальоне ему было присвоено воинское звание «младший сержант.

Боровичи. Школа автомобильных механиковю 1947-1948 г.г. Алексей Драгун - стоит слева
Боровичи. Школа автомобильных механиковю 1947-1948 г.г. Алексей Драгун - стоит слева

      С августа 1945 года по сентябрь 1946 года служил командиром отделения легко — переправочного парка —10-й штурмовой, а за тем 86 инженерно — саперной бригады, где закончил курсы водителей автомобилей и получил удостоверение водителя 3-го класса.

      Осенью 1946 года Алексей Макарович был переведен и назначен командиром отделения транспортного взвода в 7-й гвардейский понтонно-мостовой полк ЛенВО. Оттуда в феврале 1947 года был направлен на учебу в 17 школу автомобильных механиков ВС СССР, ЛенВО, г. Боровичи. По завершении обучения, в марте 1948 года, получил свидетельство автомеханика, сдал на права водителя автомобиля 2 класса, присвоено было воинское звание старший сержант. А за отличное освоение курса обучения награжден был Похвальным листом с занесением на Доску Почета школы. По возвращении в полк был назначен автомехаником автотранспортного взвода, в котором служил раньше.

Драгун Алексей Макарович
Драгун Алексей

      Но Алексей Макарович хотел стать офицером. В августе 1948 года он поступил в 1-е военное автомобильное училище, города Рязань. Будучи курсантом, был назначен командиром отделения, так как имел в/звание ст. сержанта и хорошее прохождение службы на автомобильных должностях рядового и сержантского состава. 1 ВАУ закончил в сентябре 1951 года по первому разряду с присвоением в/звания лейтенант и вручением диплома техника — механика. Получив назначение в Группу советских оккупационных войск в Германии, служил там до августа 1954 года на должности командира взвода, а затем заместителя командира автороты по технической части 682 автотранспортного батальона 6 гвардейской танковой дивизии. Проходя три года службы в Германии, закончил там вечернюю среднюю школу при Доме офицеров Виттенбергского гарнизона, получил аттестат зрелости, т.к. среднее образование ранее получить не пришлось по причине ВОВ. В группе войск Алексею Макаровичу было присвоено воинское звание старший лейтенант.

Драгун Алексей Макарович

      В августе 1954 года поступил в Военную академию тыла и транспорта (ВАТТ) на инженерный автомобильный факультет, которую закончил в 1959 году, получив воинское звание инженер — капитан и защитив с отличием диплом инженера-механика.

Ленинград. ВТА, затем ВАТТ.(Сначала была Военно-транспортная академия им. Л.М.Кагановича, затем её объединили с военной академией тыла им. В.М.Молотова – прибыла из г. Калинина) В итоге образовалась Военная академия тыла и транспорта. На снимке: начальник курса подполковник Дарзнек со слушателями. Старший лейтенант Драгун А.М. крайний справа.

      После окончания академии и до увольнения в запас (отставку) служил в войсках, в крупных штабах, отдавая полученные знания и многолетний профессиональный опыт вопросам поддержания и повышения боеготовности и боеспособности войск и подчиненных частей, вопросам содержания военной автомобильной техники в исправном и готовым к применению по назначению состоянии.

      Алексей Макарович вспоминает: «Постоянными вопросами и объектами моего внимания, уже как достаточно крупного автомобильного руководителя, были: боевая и мобилизационная готовность автослужбы соединений и частей, подготовка водительского состава, сержантов, младших специалистов, офицеров — автомобилистов кадра и запаса, подготовка офицеров — автомобилистов на военных кафедрах гражданских ВУЗов, состояние автомобилей и особенно автомобильных колонн, предназначенных для поставки в войска по мобплану, готовность к мобразвертыванию и качественный подбор специалистов в ремонтные части на военное время. Постоянной ежегодной заботой и головной болью автомобилистов моего поколения была подготовка автомобильных батальонов к уборке урожая, уборка целинного урожая (а затем и повсеместно) и, особенно, восстановление добитых «до основания» возвратившихся с уборки машин.

      Лично я неоднократно выезжал в районы уборки для оказания технической и организационной помощи батальонам, пребывая там иногда весь уборочный сезон. Ездил в качестве зампотеха начальника оперативной группы. В общей сложности в том или ином качестве (помимо своих должностных обязанностей) вопросами уборки урожая, восстановлением автомобилей после уборки и подготовкой их к очередной уборке занимался 28 лет. Не знаю как в других военных округах, но из ПрибВО, когда я там служил, много лет подряд отправлялись автобатальоны на Кубань для подготовки рисовых чеков. А возвращались оттуда автомобили в состоянии хуже, чем с «целины». Приходилось отправлять машины и на тушение лесных пожаров, в частности, на тушение лесных пожаров вокруг Москвы в 1970 году. А чего стоило автомобилистам «обваловывание» самолетов на аэродромах после урока, преподнесенного нам Израилем, когда египетские самолеты, стоящие на аэродромах выстроенными «по линейке», были легко уничтожены израильскими самолетами огнем из пулеметов».

Драгун Алексей Макарович

      Деятельность Алексея Макаровича Драгуна по оказанию помощи народному хозяйству неоднократно была отмечена наградами и благодарностями.

      Чем только не занимались военные автомобилисты в мирное время помимо своих основных обязанностей — и описать все невозможно. Автомобильная служба, служба офицера автомобилиста — тяжелая служба, как в военное, так и в мирное время.

      После окончания ВАТТ Алексей Макарович Драгун службу проходил в следующих соединениях и объединениях:

- начальником автомобильной службы 5 гв.мсд ПрибВО (09.59г — 07.60г)- 11гвА;

- начальником автомобильной службы 1 гв.мсд ПрибВО (07.60г — 12.61г)-

11 гвА;

- старшим офицером автомобильной службы 11 гв армии ПрибВО (12.61 г — 07.63г);

- старшим офицером автомобильной службы ПрибВО ( 07.63г — 02.70г — 6,5 лет), на этой должности ему были присвоены воинские звания инженер — майор и инженер -подполковник;

- начальником автомобильной службы 11 гв. армии ПрибВО (02.70г — 11.75г — почти 6 лет). На этой должности получил воинское звание инженер — полковник и был награжден орденом «За службу в ВС СССР» 3 степени;

- заместителем начальника автомобильной службы ЗакВО (11.75г — 09.78г);

- начальником автомобильной службы ТуркВО (09.78г — 11.84г — более 6 лет, из них 5 лет войны в Афганистане, в первый, самый трудный период).

      Во время афганских событий занимался вопросами автотехнического обеспечения боевых действий соединений и частей 40 армии (ограниченного контингента) и подвоза материальных средств в Афганистан. На территории ТуркВО шла доподготовка водителей и младших специалистов для 40 армии. Кроме этого, как в Афганистане, так и на территории округа шло большое строительство парков, средств технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, наращивалась материальная база для подготовки личного состава, как для 40 армии, так и непосредственно для войск округа. Так, по линии автослужбы был построен горный автодром, на котором тренировались водители, отправляемые в Афганистан.

На базе этого горного автодрома (в учебном центре ТуркВО «Келята») киностудией Минобороны СССР был снят учебный фильм «Вождение автомобилей по горным дорогам» с показом элементов боя с «душманами» при нападении их на автоколонны. Фильм нашел широкое применение в автомобильных частях и подразделениях Советской армии и «не сходит с проката» до сих пор. Горный автодром был построен по проекту Алексея Макаровича Драгуна и под его личным руководством. Был реконструирован 14 авторемонтный завод, создавались ремонтные автомобильные батальоны для ремонта техники в полевых условиях Афганистана, строились хранилища для укрытия автомобильного имущества текущего довольствия и «НЗ». И это все создавалось на территории округа в период боевых действий в Афганистане.

      После вступления в Афганистан на «голом» месте были созданы парки со всеми элементами для технического обслуживания и ремонта вооружения и техники 40 армии и приданных ей соединений и частей (ограниченного контингента) — а это тысячи автомобилей, гусеничных артиллерийских тягачей и другой автотехники. Большая работа проводилась по техническому обеспечению рейдовых операций, восстановлению выведенной из строя в результате боевых действий и на минах автомобильной техники. Постоянной заботой автослужбы всех звеньев была организация технического обеспечения автомобильных колонн по доставке на армейскую базу в Пули — Хумри и непосредственно в войска грузов с перевалочных баз в Хайратоне и Тарагунди.

      В период работы (службы) в ТуркВО Алексею Макаровичу было присвоено воинское звание генерал- майор — инженер и он был награжден орденом Красной звезды -«за оказание интернациональной помощи братскому афганскому народу».

В ноябре месяце 1984г. как генерал, имеющий боевой опыт в своей сфере деятельности (автомобильной), был назначен начальником отдела эксплуатации автомобильной техники Главного автомобильного управления МО СССР, т.е. занимался вопросами организации эксплуатации автотехники Вооружённых Сил СССР.

В этот период опять пришлось заниматься уборкой урожая, за что был награжден орденом Трудового Красного знамени. К 40 — летию Победы в ВОВ был награжден орденом Отечественной войны II степени.

      В период аварии на Чернобыльской АЭС в ГЛАВТУ МО была создана оперативная группа по организации автотехнического обеспечения в/частей, принимавших участие в ликвидации аварии. Алексей Макарович был назначен начальником этой ОГ. Неоднократно выезжал в Чернобыльскую зону для решения специфических в этих условиях автомобильных вопросов, за что был награжден медалью «За спасение погибавших» и нагрудным знаком «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». В 2001 году получил «чернобыльскую» инвалидность II группы.

      Уволен в запас (сейчас уже в отставке) с последней вышеуказанной должности (Нач. О. Э. ГЛАВТУ МО СССР) 19 марта 1988 года на 62-ом году жизни, прослужив в Советской армии календарных 43 года, 3 месяца и 14 дней; в льготном исчислении 45 лет и 17 дней.

      После увольнения работал в системе ДОСААФ (РОСТО) в г. Москве. Сначала был заместителем председателя Фрунзенского РК ДОСААФ, затем был избран председателем этого РК. С 1993 года по состоянию здоровья и возрасту уже не работает.

12 лет был заместителем председателя Совета ветеранов Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ. В настоящее время по возрасту отказался от этой должности и является рядовым членом этой ветеранской организации».

Источник:  http://www.bykhov.by/?p=36754